Храм Рождества
Пресвятой Богородицы

Осетинская Церковь

Сыгъдæг Мады Майрæмы Иры аргъуан

1866-1892 гг. – священник МИХАИЛ СУХИЕВ

suhievМихаил Гавриилович Сухиев родился в сел. Ардон в 1835 г.1 В восьмилетнем возрасте Михаил поступил во Владикавказское духовное училище, которое готовило священно-церковнослужителей для осетинских приходов.

В 1849 г. после успешного окончания курса обучения во Владикавказском духовном училище Михаил Сухиев был переведен в Тифлисскую духовную семинарию, в которой обучался на средства, выделенные Осетинской духовной комиссией.

(Фрагмент фото из архива СОИГСИ, Ф. 19 (лит.), оп. 1, д. 99.)

В 1855 г. М. Сухиев окончил Тифлисскую духовную семинарию по второму разряду, завершив свое духовное образование.2 Вскоре после окончания семинарии М. Сухиев был рукоположен во диакона, а 15 августа 1855 г. – во священника3 в церковь Иоанна Предтечи в сел. Верхний Кадгарон.

В марте 1857 г. о. М. Сухиев начал свое священническое служение в своем родном селении Ардон в храме Великомученика и Победоносца Георгия, который в тот год был построен Осетинской духовной комиссией, распространявшей православие среди горцев. С целью улучшения дела миссии среди осетин Святейшим Синодом в сентябре 1857 г. был учрежден на должность «управляющего осетинскими приходами и причтами и духовно-учебными заведениями во Владикавказском военно-осетинском округе», на которую был назначен наставник Тифлисской духовной семинарии иеромонах Иосиф (Чепиговский), возведенный в сан архимандрита.

о. М. Сухиев, третий в осетинских приходах священник – осетин с полным семинарским образованием, подключился к нелегкой и опасной миссионерской деятельности Осетинской духовной комиссии, став сподвижником архимандрита Иосифа и о. Алексея Колиева в деле отстаивания православной веры и противостояния мусульманской пропаганде. С 1860 г. миссионерской деятельностью среди осетин занималось Общество восстановления православного христианства на Кавказе, постоянным членом Совета которого был о. М. Сухиев.

В августе 1866 г. о. М. Сухиев был переведен из ардонского храма Великомученика и Победоносца Георгия во владикавказскую церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Осетинская). Переезд о. Михаила во Владикавказ был связан с безвременной кончиной (от воспаления легких) настоятеля церкви протоиерея Алексия Колиева, последовавшей 11 августа 1866 г.

В начале своего служения в должности настоятеля Осетинской церкви о. М. Сухиев занялся строительством колокольни, которую в 1854 г. при поддержке начальника Владикавказского военного округа генерал-лейтенанта барона Вревского начал строить еще протоиерей А. Колиев.

Из-за отсутствия денег работы по строительству колокольни были заморожены более десяти лет. Отец М. Сухиев написал рапорт, и в 1868 г. добился от церковных властей разрешения на постройку при церкви каменной колокольни.4 При непосредственном участии о. М. Сухиева были подготовлены планы и сметы на ее строительство, заключен договор с подрядчиком купцом А.Ешковым.5 В августе 1871 г. сооружение колокольни было завершено.6

Позже была решена и проблема подхода к храму. Газета «Терские ведомости» за 1875 г. сообщала, что «благодаря настоянию Владикавказского Полицмейстера и вниманию отца Благочинного православной Осетинской церкви, выстроенной, как известно, на возвышении города, где глиняный грунт земли нередко производит непроходимые грязи, теперь устраивается очень красивая и удобная каменная церковная лестница. Прихожане святого храма, как нам передавали, по мере сил, хлопочат о скорейшем окончании лестницы, внося свой личный труд и разные пожертвования».7

При содействии о. Михаила Сухиева в 1880 г. был подготовлен проект на пристройку к церкви,8 которая в течение последующих лет была расширена двумя боковыми приделами.

После переезда во Владикавказ о. М. Сухиев возглавил, вместо покойного протоиерея А. Колиева, владикавказское благочиние, в которое входило большинство осетинских приходов, относящихся к Обществу распространения православного христианства на Кавказе. В 1869 г., когда Святейший Синод удовлетворил просьбу архимандрита Иосифа об увольнении его с должности управляющего осетинскими приходами, именно благочинному священнику М. Сухиеву архимандрит Иосиф передал всю находящуюся у него документацию: «две книги входящих бумаг, три книги исходящих бумаг и деловые бумаги за время 1857 по 1869 гг.».9 Остатки этого архива до революции хранились в Осетинской церкви, позже архив был утерян.

При переезде во Владикавказ о. М. Сухиеву был доверен пост смотрителя и законоучителя Владикавказской осетинской женской школы, который протоиерей А. Колиев занимал в открытой им в 1862г. школе для обучения девочек-осетинок грамоте на родном языке. В должности учителя Закона Божьего в Ольгинской женской школе о. Михаил продолжал оставаться еще многие годы. Поскольку заботы по школе стали требовать все больше времени и усилий от о. М. Сухиева, который одновременно являлся священником Осетинской церкви и благочинным осетинских приходов, он в 1868 г. сложил с себя обязанности смотрителя школы, но остался работать в школе учителем Закона Божьего.10 Должность смотрителя школы была упразднена, школа в учебном и воспитательном отношениях стала непосредственно подчиняться Владикавказской реальной прогимназии.11

Отец М. Сухиев вместе с архимандритом Иосифом и священником А. Колиевым, диаконом А. Аладжиковым, учителем С. Жускаевым немало потрудились над переводом на осетинский язык Литургии Иоанна Златоуста. Издание в 1861 г. в Тифлисе этой богослужебной книги имело огромное значение, поскольку священники осетинских приходов получили возможность совершать главную церковную службу – литургию – на осетинском языке. После рассылки «Литургии Иоанна Златоуста» по осетинским приходам церковные власти вменили местному духовенству в обязанность совершать богослужения на осетинском языке.12

Последний год своей жизни о. Михаил Сухиев тяжело болел чахоткой. Обязанности настоятеля церкви Рождества Богородицы (Осетинской) вместо него исполнял священник Александр Цаликов, переведенный летом 1892 г. из владикавказского Старо-Преображенского собора.

Священник Михаил Сухиев скончался 11 июня 1893 г. Через два дня в ограде церкви Рождества Богородицы состоялось его погребение, на котором присутствовало почти все духовенство Осетии во главе со смотрителем Александровского осетинского духовного училища в сел. Ардон архимандритом Иоанном (Ильей Алексеевым) и большое число прихожан.13 Могила о. Михаила Сухиева была утрачена в советский период.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Центральный государственный архив РСО-Алания (ЦГА РСО-А.)Ф.149. Оп.1. Д.359. С.1, 1об, 2, 3.
2 Шегрен А.М. Осетинская грамматика с кратким словарем осетинско-русским и российско-осетинским. Спб, 1844.
3 ЦГА РСО-А. Ф. 12. Оп. 7. Д. 247. С.2.; ВЕВ, 1900, 518. с.324.
4 ЦГА РСО-А. Ф.11. Оп.62. Д.266. Л.10.
Там же. Ф.12. Оп.6. Д.910. Л.1.
6 Там же. Ф.11. Оп.62. Д.266. Л.10, 10об.
7 Статьи неофициальной части «Терских ведомостей» за 1875 г. Владикавказ. С.275.
8 ЦГА РСО-А. Ф.11. Оп.62. Д.2379. Л.49об.
9 Попов И. указ.раб. С.46.
10 ЦГА РСО-А. Ф.12. Оп.7. Д.247. Л.1-1об.
11 НА СОИГСИ. Ф.10. Оп.1. Д.43.Л.27.
12 Обзор деятельности Общества восстановления православного христианства на Кавказе за 1860-1910 гг. Тифлис, 1910. С.159.
13 ЦГА РСО-А. Ф.296. Оп.1. Д.118. Л.204.

По материалам статьи Л. К. Гостиевой
(журнал «Дарьял», 2008 г, № 5.)

© 2014 – 2017 Храм Рождества Пресвятой Богородицы

Сайт создан по благословению епископа Владикавказского и Аланского Леонида

362007, РСО-Алания, г. Владикавказ,ул. Войкова, 22

Разработка сайтов студия IT WORKS