Храм Рождества
Пресвятой Богородицы

Осетинская Церковь

Сыгъдæг Мады Майрæмы Иры аргъуан

1894 г.– 1909 г.– протоиерей АЛЕКСИЙ ГАТУЕВ

gatuevАлексий Георгиевич (Каку Гатуевич) Гатуев родился в 1846 г.1 в Дигории. В 1852 г. Гатуевы, переселившись из горного селения Дур-Дур, стали одними из первых поселенцев новообразованного селения Вольно-Христиановское (ныне г. Дигора).

В 1856 г. о. Иоанн Мревлов открыл в Вольно-Христиановском школу, в которой и начал Гатуев свое обучение. Образование он продолжил во Владикавказском осетинском духовном училище, а затем в Тифлисской духовной семинарии.

В 1867 г. А. Гатуев с отличием окончил Тифлисскую духовную семинарию и стал работать учителем в церковно-приходской школе села Салугардан (ныне г. Алагир). 30 августа 1869 г. экзархом Грузии архиепископом Евсевием А. Гатуев был рукоположен в священнический сан.

В 1874 г. о. А. Гатуев был назначен и.о. дигорского благочинного, а с 1879 г съездом духовенства избран дигорским благочинным. А. Гатуев считал, что «для преуспевания осетин нужно… полагаться на вере православной. Церковь – это рычаг мощный, он только в состоянии оживить осетин, научить их взаимной любви и доброму труду…»2.

В 1883 г. за обращение в православие 163 мусульман о. Алексий был награжден орденом св. Анны III степени. Всего же за время своего пастырства о. Алексий обратил в православие более 300 мусульман. Успехи его миссионерской деятельности неоднократно отмечались в отчетах Общества восстановления православного христианства на Кавказе. 5 сентября 1890 г. о. Алексия перевели во Владикавказ и назначили настоятелем Свято-Троицкой церкви с сохранением обязанностей благочинного осетинских церквей.

В июле 1891 г. о. Алексия перевели в Константино-Еленинскую церковь. Зимой 1891 г. о. Гатуев активно поддержал протест против закрытия во Владикавказе Ольгинского осетинского женского училища, в котором с октября 1890 г. преподавал Закон Божий. У истоков создания этой школы стоял протоиерей Аксо Колиев. В итоге к середине 1891 г. школу удалось отстоять, решение о закрытии школы было отменено. Однако все участники протеста были подвергнуты административному наказанию. К. Хетагуров был выслан из Осетии, о. А. Гатуев был переведен на службу в ст. Слепцовская Сунженского округа.

После возвращения из станицы Слепцовской, 2 августа 1894 г. о. Алексий стал настоятелем владикавказской церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Здесь он прослужил до своей кончины. Пастырская деятельность Гатуева была отмечена наградами: 24 апреля 1902 г. он был возведен в сан протоиерея, в 1906 г. получил орден св. Анны II степени.

Настоятель старался, чтобы в храме всегда торжественно отмечался престольный праздник. На Рождество Пресвятой Богородицы приезжали осетины из разных селений Северной Осетии. Гатуев так описывал празднование 1901 г.: «Обедню пел архиерейский хор под управлением Г. Никитина и школьники церковно-приходской школы; последние пели на осетинском языке. И сам Владыка (Владимир – Л.Г.) произносил многие возгласы по-осетински. Эти возгласы, а, в особенности, молитва «Призри с небесе, Боже», произнесенная на осетинском языке, привели осетин в умиление»3.

Отец Алексий стремился к тому, чтобы во время ежегодного пребывания во Владикавказе чудотворную Моздокскую икону Божией Матери приносили для молитвенного поклонения в церковь Рождества Пресвятой Богородицы. В рапорте от 28 октября 1897 г. он ходатайствовал об удовлетворении просьбы прихожан-осетин вносить чудотворную икону и в их дома4. В течение многих лет о. А. Гатуев был блестящим преподавателем закона Божия в ряде светских начальных и средних учебных заведений Владикавказа. В 1905-1907 гг. возглавлял Владикавказский осетинский женский приют (бывшее Ольгинское женское училище).

Поскольку Гатуев всегда стремился к просвещению осетинского народа, у него родилась идея издания газеты на осетинском языке. Известно, что в 1891 г. он испрашивал у архиерея позволения издавать прибавочный листок к «Терским ведомостям». Состоялось совещание относительно этого издания. В программу предполагалось включить разделы: объяснение Деяний Апостолов, краткие поучения о местных суевериях и предрассудках, народные предания, переводные стихи и другие произведения5. К сожалению, этот проект не был осуществлен.

В 1895 г. по предложению преосвященного Владимира священник издавал при «Терских ведомостях» «Епархиальный листок» – приложение духовного содержания6.

В начале 1900-х гг. о. Алексий Гатуев руководил работой Комиссии по пересмотру перевода на осетинский язык Евангелия от Матфея. В состав Комиссии вошли как духовные лица (А. Гатуев, К. Токаев, А. Цаликов, А. Цаголов, М. Хетагуров, М. Коцоев), так и светские (Г. Баев, А. Кубалов, З. Кубалов, К. Хетагуров, Х. Уруймагов, Ф. Голиев). К сожалению, Коста, намеревавшийся лично участвовать в работе Комиссии, не смог этого сделать, поскольку работа в газете «Северный Кавказ» поглощала все его время. С известным поэтом отца Алексия связывало не только сотрудничество, но и дружеские отношения.

29 марта 1906 г. при перезахоронении Коста Хетагурова в ограде владикавказской церкви Рождества пресвятой Богородицы ее настоятель о. А. Гатуев выступал с прощальным словом. В 1908 году протоиерей Алексий Гатуев был назначен председателем Комиссии по пересмотру и переизданию церковных богословских книг на осетинском языке. Членами этой Комиссии были протоиерей Николай Цоколаев, иереи Моисей Коцоев, Харлампий Цомаев, делопроизводителем – о. Иоанн Попов. Комиссия провела три заседания. По ее постановлению священники Цомаев, Коцоев и Иоанн Рамонов подготовили к изданию богослужебные книги: Служебник, Требник и книгу молебных пений7.

Заметным вкладом о. А. Гатуева в этнографическое осетиноведение стал его труд «Христианство в Осетии. Исторический очерк». Работа над рукописью книги началась в конце 1880-х годов. В 1891 г. «Терские ведомости» опубликовали очерк в двенадцати номерах8. В 1896–1901 гг. работа была напечатана также во Владикавказских епархиальных ведомостях9, а в 1901 г. очерк в переработанном и расширенном виде был издан отдельной книгой10.

Привлекая литературные и архивные источники, устные предания, А. Гатуев в своем обобщающем труде предпринял попытку научного осмысления истории осетинского народа и истории распространения христианства в Осетии. Гатуев осветил деятельность христианской миссии в Осетии – Осетинской духовной комиссии и Общества распространения православного христианства на Кавказе. А. Гатуев проследил подвижническую деятельность управляющего приходом архимандрита (впоследствии епископа) Иосифа (Чепиговского) и осетинского духовенства.

Протоиерей Алексий Гатуев скончался во Владикавказе в ночь на 27 ноября (по старому стилю) 1909 г. 29 ноября 1909 г. в церкви Рождества Пресвятой Богородицы (Осетинской церкви) епископом Владикавказским и Моздокским Агапитом в сослужении 14 священников и 4 диаконов был совершен чин погребения. На прощание с настоятелем церкви собралось почти все духовенство Осетии, множество владикавказцев и жителей осетинских селений. С надгробным словом выступил благочинный десятого округа, священник Харлампий Цомаев. В некрологе, опубликованном в епархиальных ведомостях, о. Харлампий отмечал, что протоиерей Алексий Гатуев «оставил по себе неизгладимую память в истории христианства в Осетии и в сердцах истинных ревнителей христианского просвещения Осетии»11. Памяти протоиерея А. Гатуева была посвящена статья в газете «Терек»12.

Настоятеля церкви, протоиерея Алексия Гатуева похоронили в церковной ограде рядом с о. Алексием Колиевым и о. Михаилом Сухиевым. Могилы были уничтожены в советский период.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Гаппо (Баев). Письма осетина. (Работа интеллигенции) //Казбек. 1905. № 2163 // Периодическая печать Кавказа об Осетии иосетинах (далее ППКОО). Т.5. Цхинвали, 1991. С.361.
2 Хетагуров К.Л. Полн. Собр. Соч. в 5-ти томах. Т.5.Владикавказ, 2001. С.339.
3 Свящ. Гатуев. Храмовый праздник в Осетинской Рождества Богородицы церкви в г.Владикавказе // Владикавказские епархиальные ведомости (далее ВЕВ). 1901, №20. С.436-437.
4 ОРФ СОИГСИ. Фонд А.Гатуева. оп.1. д. 7. л. 266.
5 Письмо А. Канукова В. Миллеру (РГАЛИ) Ф.323. Д.208. ЛЛ.8-11) // Б.А.Калоев. Миллер-кавказовед (Исследование и материалы). Орджоникидзе, 1963. С.121.
6 ЦГА РСО-А). Ф.224. оп.1. д.22. л.3.
7 ЦГА РСО-А. Ф.224. оп.1. д.22. лл.3-3а
8 ТВ. 1891. № №14, 15,19, 27, 32,34, 36, 42, 46– 48, 51.
9 ВЕВ. 1896. №№10, 12, 13; 1899. №24; 1900. №№12,14,15,17,21-24; 1901. №№ 1-4,10,12,14.
10 Гатуев А. Христианство в Осетии. Исторический очерк.Владикавказ, 1901.
11 С.Х.Ц. Протоиерей Алексий Гатуев. (Некролог) // ВЕВ. – 1910.– 15 янв.
12 Б.а. Протоиерей А. Гатуев // Терек. – 1909. – №3620.

По материалам статьи Л. К. Гостиевой
(журнал «Дарьял», 2007г, №1.)

© 2014 – 2017 Храм Рождества Пресвятой Богородицы

Сайт создан по благословению епископа Владикавказского и Аланского Леонида

362007, РСО-Алания, г. Владикавказ,ул. Войкова, 22

Разработка сайтов студия IT WORKS