Храм Рождества
Пресвятой Богородицы

Осетинская Церковь

Сыгъдæг Мады Майрæмы Иры аргъуан

Сказание о явлении Моздокской чудотворной иконы Божией Матери

icona-materi

На Северном Кавказе чтится, как особая святыня, Моздокская чудотворная икона Божией Матери. Написана эта икона в Иверии (Грузии) иверским иконописцем по образу иконы Божией Матери, нарицаемой Иверской. Издавна прославилась она на Кавказе своей благодатной силой, и почитается, как чудотворная икона, и не только православными христианами, но и не православными. Чтители этой Кавказской святыни находятся и в Закавказье, и в Области Войска Донского, и в Воронежском крае, так как везде рассеяны люди, получившие от Иверско-Моздокской иконы Божией Матери благодатную помощь.

В конце XII столетия в Грузии царствовала знаменитая царица Тамара. Это было славное время Грузии. Дочь осетинской княгини, царица Тамара, естественно, особенно заботилась об учреждении христианства между новопросве­щенными осетинами. С мудростью государст­венного управления она соединяла святую ревность о распространении и учреждении христианства среди подвластных ей племен Кавказа. Памятниками этой ревности доселе служат остатки храмов построенных ею в горах и ущельях Кавказа и Закавказья. Создавая храмы, царица не щадила средств для их украшения святыми иконами, снабжала церковной утварью и богослужебными книгами. К осетинам посылала она из Грузии священно­служителей и учителей христианской веры.

В один из храмов около Осетинского аула Марьям-Кау в Куртатинском округе Тамара прислала икону Божией Матери. По преданию, икона эта написана была придворным иконописцем, человеком благочестивым, подго­товлявшимся к своему труду шестинедельным постом. Икона эта впоследствии прославилась чудесными знамениями. Три раза горела церковь, в которой стояла эта икона, и каждый раз после пожара святую икону находили целой на горе, неподалеку от церкви. Тогда жители аула, осетины, стали чествовать ее как чудотворную.

В 1567г. царь Иван Васильевич Грозный основал на реке Тереке город Терки; на Кавказе образовалось русское воеводство. Соседи-горцы принимали от русских христианство и селились между ними. Между тем Божественный Промысл, для восстановления угасшего христианства в Осетии, готовил новые средства и орудия в России. В 1745г. императрица Елизавета Петровна учредила общество проповедников Евангелия для горских племен Кавказа и преимущественно для Осетин, под именем Осетинской комиссии. Некоторые из обращенных в христианство оставляли свои аулы и селились в соседстве с русскими. Так около Моздока из горцев-христиан образовалось поселение. А в 1793г. императрицей Екатериной Великой для управления кавказской паствой и для усиления евангельской проповеди на Кавказе учреждена была в Моздоке епископская кафедра; епископом же был назначен Гаий (Токаев). В первые годы епископства Гаия к Моздоку прибыла группа осетин, переселяв­шихся на русскую линию. Они были из Куртатинского округа. На место своего нового жительства они везли икону Божией Матери, присланной им царицей Тамарой и прославившуюся чудотворениями. У Моздока они остановились на ночлег. Ночью от арбы, где находилась чудотворная икона, был виден чудный свет. Когда на другой день осетины хотели продолжить свой путь, арба, на которой была икона Божией Матери, не двигалась с места. Никто не знал, что в таких случаях делать, пока один из них не рассказал, что он слышал ночью голос, приказывающий оставить святую икону на том месте, где стояла арба. Как ни тяжело им было расставаться с дорогой святыней, однако они вынули святую икону из арбы и поставили ее на указанном месте.

Слух о чудотворной иконе и о всех обстоятельствах прибытия ее скоро дошел до преосвященного Гаия. С торжественным крест­ным ходом вышел епископ из города, отслужил перед иконою молебен и намеревался поставить ее в Моздокском кафедральном соборе. Но ему было открыто чудесным образом, что икона должна оставаться на том самом месте, где провела ночь в осетинской арбе. Вскоре здесь была построена часовня, и в ней поставлена икона.

В 1797г. уже был построен храм во имя Успения Божией Матери и образовался женский монастырь. В 1799г. Моздокская епархия была упразднена, а с нею закрыт и Успенский женский монастырь. Хотя епископской кафедры в Моз­доке не стало и монастырь опустел, все же в Успенскую церковь продолжали стекаться бого­мольцы. В 1896 году икону торжественно пере­несли в величественный Успенский собор, где она и находилась до разрушения собора в 60-х годах XX века. Слава чудес, истекавших от иконы Божией Матери, надежда на получение благодатной помощи в телесных и душевных недугах влекли сюда множество богомольцев из окрестных местностей. Особенно много богомольцев собиралось ко дню Преполовения и к празднику Успения Божией Матери. Ежегодно от Преполовения Пятидесятницы до Успения Моздокскую икону носили по Терской области. После Успения ее переносили во Владикавказ на два месяца, с 15-го сентября по 15-е ноября. Принесение Моздокской иконы составляло великое торжество, на которое собиралось множество народа со всех окрестностей.

В безбожное лихолетье Моздокская икона Божией Матери была утеряна, но сохранилось несколько списков-копий в самом Моздоке и в некоторых храмах Северного Кавказа.

В память чудесного явления и истекающих чудес Богородицы во граде Моздоке митрополитом Ставропольским и Владикавказским Гедеоном (Докукиным, +2003) был установлен обычай совершать еженедельно молебное пение с водоосвящением и Акафистом нараспев.

© 2014 – 2017 Храм Рождества Пресвятой Богородицы

Сайт создан по благословению епископа Владикавказского и Аланского Леонида

362007, РСО-Алания, г. Владикавказ,ул. Войкова, 22

Разработка сайтов студия IT WORKS