Храм Рождества
Пресвятой Богородицы

Осетинская Церковь

Сыгъдæг Мады Майрæмы Иры аргъуан

Исповедь

Приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.

(Иоан. 20. 22-23)

Так Христос даровал ученикам своим способность прощать грехи, явившись им вскоре после Своего Воскресения.

Сколько бы ни изнурял человек свою плоть, сколько бы ни постился, ни плакал, но если он не исповедал грехи свои священнику, ничтоже успеет, и грехи его останутся не изглаженDSC 1112ными (преп. Ефрем Сирин).

Теперь стыдно, а после, на Страшном суде, не раскаявшемуся открывать грехи придется перед тьмами Ангелов и людей, - не страшнее разве будет? На всемирном позорище... Нет, братие и сестры, от Бога не скроешься. Итак, кто скрывает на исповеди свои грехи, тот удваивает их, ибо такой человек к греху, который скрыл, прибавляет другой грех: он лжет перед Богом, Который Сам невидимо стоит, принимая исповедание наше (свт. Иоанн Златоуст).

Слава Господу, что Он дал нам покаяние, все мы спасаемся покаянием, не спасутся только те, которые не хотят покаяться, и много я плачу, жалея их. Всякая душа, потерявшая мир, должна покаяться, и Господь простит, и будет тогда радость и мир на душе (преп. Силуан Афонский).

Покаяние возводит делателя своего к обширнейшим духовным видениям, раскрывает пред ним его собственное падение и падение всего человечества и прочие тайны. Итак, братия, прежде всех деланий и со всеми деланиями да будет для всех нас деланием покаяние (свт. Игнатий Брянчанинов).

ЧТО ТАКОЕ ПОКАЯНИЕ И ЧТО ТАКОЕ ИСПОВЕДЬ?

Не должно одинаково понимать покаяние и исповедь… Покаяние может быть и без исповеди, а исповедь без покаяния не может быть; каяться или раскаиваться пред Богом в грехах своих можно и должно всегда во всякое время, а исповедоваться можно и должно только пред духовником и в свое время; покаяние или раскаяние во грехах приближает человека к Царствию Небесному и приближает к человеку Духа Святого, а исповедь без покаяния и раскаяния нисколько не приносит человеку пользы,… но притворная и не истинная исповедь губит человека, делая его бóльшим преступником, потому что исповедь есть и должна быть действием покаяния (свт. Иннокентий).

Чтобы доказать, что никакой грех не может помешать человеку войти в Царствие Божие, Господь ввел туда первым покаявшегося разбойника.

Обращаясь к народу в храме, свт. Димитрий Ростовский однажды сказал: «простите меня, братия и сестры, если я всякого грешника, не думающего о своих грехах, назову бесноватым».

Что за исповедь бывают награды, послушай, что говорит Господь: глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися (Ис. XLIII, 26). Бог повелевает исповедоваться не для того, чтобы наказать, но чтобы простить. Аз есмь, - говорит Бог, - заглаждаяй беззакония твоя Мене ради и грехи твоя, и не помяну (Ис. XLIII, 25).

Кающимся недостаточно для спасения одного удаления от грехов, но потребны им и плоды, достойные покаяния.

Для чего нужно частое покаяние? Для того, чтобы бичевать грех, язвить, удручать, умерщвлять его. Грех через частое покаяние теряет свою силу, свою прелесть, свое обаяние.

Святые были такие же люди как все мы. Многие из них пришли от больших грехов, но покаянием достигли Царствия Небесного. И все, кто приходит туда, приходят через покаяние, которое даровал нам Милостивый господь своими страданиями (преп. Силуан Афонский).

В ЧЕМ НАДО КАЯТЬСЯ?

Во-первых, в собственных грехах; во-вторых, в грехах, на которые мы навели ближних через побуждение, соблазн или дурной пример; в-третьих, в тех добрых делах, которые мы могли бы сделать, но не сделали; в-четвертых, в тех добрых делах, от которых мы отвели ближнего; в-пятых, в тех добрых делах, которые мы сделали с грехом пополам; и обо всех таких грехах надо спрашивать свою совесть и память и молить Бога о просветлении ее (свт. Иоанн Златоуст).

Есть еще люди, которые малые грехи считают за великие и беспокоятся о них слишком много, а о тяжких и великих грехах почти не думают, так, например: как-нибудь оскоромиться в постный день, кушать до обедни в праздник и прочее – считают за тяжкий грех, а сквернословить или осуждать ближнего, очернять его и тем, так сказать, убивать в глазах других считают почти за ничто. Это значит из мухи делать слона, а из слона – муху.

Сотворите убо плоды достойные покаяния (Лк. III, 8). Как же нам сотворить их? Поступая напротив. Например, ты воровал чужое? Вперед давай и свое. Долгое время блудил? Теперь воздерживайся и от жены своей в известные дни, и привыкай к воздержанию. Оскорблял и даже бил? Вперед благословляй обижающих тебя и добро делай бьющим. Ты предавался прежде сластолюбию и пьянству? Теперь постись и пей воду; старайся истребить зло, от прежней жизни происшедшее. Ты смотрел прежде с вожделением на чужую красоту? Впредь для большей безопасности совсем не смотри. Ибо сказано: Уклонися от зла и сотвори благо (Пс. XXXIII, 15) (свт. Иоанн Златоуст).

КАК ИСПОВЕДОВАТЬСЯ?

Хорошо заблаговременно написать не по книге исповедь и прочитать самому перед духовником. Будет и ему понятно и незатруднительно, и исповедующемуся легко и отрадно (преп. Амвросий Оптинский).

Знайте: в чем исповедаетесь духовному отцу, того не будет записано у дьявола.

При исповеди духовнику грехов должно каяться, себя признавая виновной, а не оправдываться и не взваливать вину на другого.

Грехи на исповеди не следует уменьшать или давать им иное значение; все должно говорить по чистой правде.

Открывать духовным отцам должно, прежде всего, грехи более важные, а не наоборот.

Покаяние познается по плодам, а не по корню или листьям: Господь предал проклятию смоковницу, имевшую только листья, но бесплодную; так и одно словесное исповедание грехов не приемлется без плода удручения тела (трудом покаяния). Обратите внимание на сии слова: корень покаяния – есть доброе намерение исповедать грехи, листья – это самое исповедание грехов Богу перед лицом отца духовного и обещание исправления, а плоды покаяния – это добродетельная жизнь и труды покаяния. По сим-то плодам и узнается истинное покаяние (св. Григорий Двоеслов).

Литература:

Протоиерей Валентин Мордасов. «Святые отцы об исповеди. Духовник и отношение к нему». Изд-во «Благовест», 2008.

© 2014 – 2017 Храм Рождества Пресвятой Богородицы

Сайт создан по благословению епископа Владикавказского и Аланского Леонида

362007, РСО-Алания, г. Владикавказ,ул. Войкова, 22

Разработка сайтов студия IT WORKS